ОАО "АВТОДИЗЕЛЬ"(Ярославский моторный завод)СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫЯМЗ-650 ЯМЗ-6501...ОАО "АВТОДИЗЕЛЬ" (Ярославский моторный завод) СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ ЯМЗ-650 ЯМЗ-6501 ЯМЗ-6502 Руководство по эксплуатации 650.3902150 РЭ ЯРОСЛАВЛЬ • 2011


650.3902150 РЭРуководство содержит описание конструкции, основные правила...650.3902150 РЭ Руководство содержит описание конструкции, основные правила эксплуатации и технического обслуживания силовых агрегатов и двигателей ЯМ3-650.10, ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ6502.10, их комплектаций и исполнений. Положения руководства распространяются на силовые агрегаты и двигатели в комплектности ОАО «Автодизель». Руководство предназначено для всех лиц, связанных с эксплуатацией указанных силовых агрегатов и двигателей. Ответственный редактор - Директор ИКЦ ОАО "Автодизель" Н.Л. Шамаль. Все замечания по конструкции и работе двигателя, а также пожелания и предложения по содержанию настоящего Руководства просим направлять по адресу: 150040, г. Ярославль, проспект Октября, 75, ОАО "Автодизель", Инженерно-конструкторский центр. В связи с постоянной работой по совершенствованию силовых агрегатов и двигателей, направленной на повышение их надежности и долговечности, улучшение экологических показателей и потребительских свойств, в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании. ОАО "Автодизель" (ЯМЗ), 2011 Перепечатка, размножение или перевод, как в полном, так и в частичном виде, не разрешается без письменного разрешения ИКЦ ОАО «Автодизель». 250111 2


Мощные и экономичные силовые агрегаты и двигатели, к эксплуатации которых Вы...Мощные и экономичные силовые агрегаты и двигатели, к эксплуатации которых Вы приступаете, надежны и удобны в эксплуатации. Однако нужно помнить, что их срок службы в значительной степени зависит от регулярного и тщательного ухода за ними. Перед началом эксплуатации ВНИМАТЕЛЬНО изучите настоящее Руководство и соблюдайте все его требования. Руководство содержит необходимые указания, точное и неуклонное соблюдение которых обеспечит Вам безотказную и длительную работу силового агрегата и двигателя. На заводе непрерывно ведется работа над усовершенствованием силового агрегата и двигателя. Информация о технических изменениях, которые внедрены после издания настоящего Руководства, оформляется Дополнением. Дополнение располагается в конце Руководства или прикладывается отдельно. 3


ВНИМАНИЕ!1. Исправная работа силового агрегата, двигателя и длительный срок...ВНИМАНИЕ! 1. Исправная работа силового агрегата, двигателя и длительный срок службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации. Перед началом эксплуатации внимательно ознакомьтесь с настоящим Руководством по эксплуатации. 2. В период обкатки двигателя происходит приработка его трущихся поверхностей, поэтому дальнейшая работоспособность агрегата в большей степени зависит от того, насколько точно соблюдались правила, указанные в разделе «Обкатка нового двигателя». 3. Применение топлив, смазочных материалов, охлаждающих жидкостей, не указанных в настоящем Руководстве, не разрешается. 4. Температура охлаждающей жидкости на выходе из работающего двигателя должна находиться в пределах 80-95ºC. Допускается кратковременное (до 10 мин.) повышение температуры охлаждающей жидкости до 100ºC. 5. Не допускать резкого увеличения числа оборотов сразу после пуска холодного двигателя, так как загустевшее масло медленно доходит до подшипников коленчатого вала и при большом числе оборотов подшипники могут быть выведены из строя. Не допускать длительную работу двигателя на холостом ходу в случае прогрева или при стоянках. 6. После пуска прогрев двигателя до рабочей температуры 80-95ºС производить под нагрузкой. Не следует прогревать двигатель, допуская его длительную работу на минимальной частоте вращения холостого хода. Как только двигатель начнет реагировать на изменение подачи топлива и в системе тормозов будет обеспечено нормальное рабочее давление, постепенно увеличивать частоту вращения до средней рабочей и начинать движение на пониженных передачах. Полная нагрузка непрогретого двигателя не допускается. 7. При эксплуатации двигателя следить за показаниями приборов и параметров, выведенных на дисплей. 8. Останов двигателя сразу после пуска запрещается. Время работы двигателя до останова должно быть не менее 5-7 минут. 9. Во избежание поломки турбокомпрессора перед остановом двигатель должен поработать без нагрузки на оборотах около 1000 мин-1 в течение 3-5 минут. 10. Во избежание поломки категорически запрещается включать стартер на работающем или неостановившемся двигателе. 11. При первом пуске двигателя или после длительной стоянки, после замены топливных фильтров, топливопроводов, топливного насоса высокого давления обязательно прокачать для удаления воздушных пробок систему питания топливом. 12. Техническое обслуживание необходимо выполнять согласно раздела "Техническое обслуживание". 13. Соблюдать правила эксплуатации сцепления и коробки передач (см. соответствующие разделы руководства). 4


ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТАЦИИ СИЛОВЫХ АГРЕГАТОВИ ДВИГАТЕЛЕЙПрименяемость и...ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТАЦИИ СИЛОВЫХ АГРЕГАТОВ И ДВИГАТЕЛЕЙ Применяемость и комплектации силовых агрегатов и двигателей ОАО «Автодизель» приведена в таблице 1. Силовые агрегаты и двигатели предназначены для установки на изделия, указанные в таблице. Применение силовых агрегатов и двигателей на новых моделях изделий обязательно должно быть согласовано предприятием-потребителем с ОАО «Автодизель». Таблица 1 Модель Комплектность силового Модель агрегата и двигателя, комплектация компл-ция Модель сцепления Модель коробки передач ЯМЗ- ZF ЯМЗ-650-111 650.10-11 MFZ-430 16S 1820 ТО ЯМЗ- ZF ЯМЗ-650-131 650.10-31 MFZ-430 16S 1820 ТО ЯМЗ- ZF ЯМЗ-6501-101 6501.10-01 MFZ-430 16S 1820 ТО ЯМЗ- ZF ЯМЗ-6501-111 6501.10-11 MFZ-430 16S 1820 ТО ЯМЗ- ZF ЯМЗ-6501-121 6501.10-21 MFZ-430 16S 1820 ТО ЯМЗ- ZF ЯМЗ-6501-131 6501.10-31 MFZ-430 16S 1820 ТО Изделия, на которые устанавливаются силовые агрегаты, двигатели Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал» 5


МодельКомплектностьсилового Модель агрегата и двигателя, комплектация...Модель Комплектность силового Модель агрегата и двигателя, комплектация компл-ция Модель сцепления Модель коробки передач ЯМЗЯМЗ-6501-211 6501.10-11 MFZ-430* ЯМЗ1909 ЯМЗЯМЗ-6501-231 6501.10-31 MFZ-430 ЯМЗ1909 ЯМЗ- – 650.10 – – ЯМЗ- – 650.10-02 – – ЯМЗ- – 650.10-12 – – ЯМЗ- – 6501.10 – – ЯМЗ- – 6501.10-02 – – ЯМЗ- – 6501.10-12 – – ЯМЗ- – 6502.10 – – ЯМЗ- – 6501.10-02 – – Изделия, на которые устанавливаются силовые агрегаты, двигатели Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 41 т ОАО «АЗ «Урал» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 52 т РУП «МАЗ» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 52 т РУП «МАЗ» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 52 т РУП «МАЗ» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 44 т РУП «МАЗ» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 44 т РУП «МАЗ» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 44 т РУП «МАЗ» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 36 т РУП «МАЗ» Грузовые автомобили; самосвалы; шасси; тягачи до 36 т РУП «МАЗ» Примечание: * – сцепление MFZ-430 c муфтой выключения 343151000539. 6


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАСиловые агрегаты и двигатели изготовлены в...ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Силовые агрегаты и двигатели изготовлены в исполнении УХЛ по ГОСТ 15150-69 и рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60 до плюс 50°C, относительной влажности воздуха до 98% при плюс 25°С, запыленности воздуха до 0,4 г/м3 и в районах, расположенных на высоте до 1500 м без снижения мощностных, экономических и других показателей и до 4500 м над уровнем моря с преодолением перевалов высотой до 4650 м с соответствующим снижением мощностных, экономических и других показателей. Модель силового агрегата и двигателя, их комплектации, а также состав силового агрегата приводятся в таблице 1. Силовые агрегаты ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501 (см. рис. 1, 1.1) производства ОАО «Автодизель» предназначены для установки на автомобили ОАО «АЗ Урал». Двигатель ЯМЗ-650.10 (рис. 1.2, 1.3, 1.4) представляет собой базовую шестицилиндровую модель рядного четырехтактного двигателя с турбонаддувом производства ОАО «Автодизель» и предназначен для установки на автомобили РУП «МАЗ», ОАО «АЗ Урал». Двигатели ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 являются модификациями двигателя ЯМЗ-650.10, конструктивно выполнены аналогично базовой модели, отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки электронного блока управления и турбокомпрессором. Двигатели ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 соответствуют требованиям экологических нормативов Евро-3. 7


Рис. 1. Силовой агрегат ЯМЗ-6501 – вид слеваРис. 1.1. Силовой агрегат ЯМЗ-6501 – вид...Рис. 1. Силовой агрегат ЯМЗ-6501 – вид слева Рис. 1.1. Силовой агрегат ЯМЗ-6501 – вид справа 8


Рис. 1.2. Двигатель ЯМЗ-650.10 – вид слева 9...Рис. 1.2. Двигатель ЯМЗ-650.10 – вид слева 9


Рис. 1.2. Двигатель ЯМЗ-650.10 – вид спереди 10...Рис. 1.2. Двигатель ЯМЗ-650.10 – вид спереди 10


Рис. 1.3. Двигатель ЯМЗ-650.10 – вид справа 11...Рис. 1.3. Двигатель ЯМЗ-650.10 – вид справа 11


ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИОсновные параметры и...ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ Основные параметры и характеристики ЯМЗ650.10 ЯМЗ6501.10 ЯМЗ6502.10 Тип двигателя Четырехтактный, с воспламенением от сжатия, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздухвоздух», установленном на автомобиле, передним шестеренчатым приводом агрегатов Число цилиндров Расположение цилиндров 6 Рядное Порядок работы цилиндров Направление вращения двигателя 1–5–3–6–2–4 Правое Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем всех цилиндров, л Степень сжатия Допустимые углы кренов двигателя, град., не более: - продольные - поперечные Скоростная характеристика Номинальная мощность, кВт (л.с.), не менее Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1 123 156 11,12 16,4 25 (35*) 25 См. рис. 2 См. рис. 3 303 (412) 266 (362) 1900±25 См. рис. 4 230 (311) 2000±25 * - выполняется для полноприводных автомобилей и других изделий по требованию предприятия-потребителя. 12


Основные параметры и характеристики ЯМЗ650.10 ЯМЗ6501.10 ЯМЗ6502.10 Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м), не менее Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин-1 Частота вращения холостого хода, мин-1: - минимальная - максимальная, не более Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л.с.ч.): - минимальный, при частоте вращения 1300±100 мин-1 - при номинальной мощности Часовой расход топлива при номинальной мощности, кг/ч, не более Относительный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более Способ смесеобразования 1870 (191) 1670 (170) 1215 (124) 1200±100 700±50 2400±50 194,5 (143) 217,5 (160) 67,5 60 52 0,1 Непосредственный впрыск Блок цилиндров Шестицилиндровый, отлит вместе с верхней частью картера из серого чугуна, на нижней части блока установлен элемент жесткости Крышка передняя Из алюминиевого сплава, является несущей деталью для агрегатов, приводимых спереди Вал коленчатый Стальной, штампованный, коренные шейки ∅108 мм, шатунные ∅77 мм, подвергнуты закалке, число опор 7 Шатун Стальной, с прямым разъемом 13


Основные параметры и характеристики Коренные подшипники Шатунные подшипники Маховик Гильза цилиндра Поршень Поршневые кольца Головка цилиндров Вал распределительный Клапаны газораспределения ЯМЗ650.10 ЯМЗ6501.10 ЯМЗ6502.10 Скольжения, со сменными вкладышами Скольжения, со сменными вкладышами Чугунный, с зубчатым венцом с модулем 3,175 для пуска двигателя стартером «Мокрого» типа, чугунная Составной, с головкой из легированной стали и юбкой из алюминиевого сплава, которые соединяются поршневым пальцем. Охлаждение поршня производится из форсунки масляного охлаждения поршня На поршень устанавливается комплект поршневых колец: - первое компрессионное кольцо имеет в сечении двухстороннюю трапецию, рабочая поверхность с покрытием хромокерамикой; - второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное ; - маслосъемное кольцо коробчатого типа с витым расширителем, рабочие кромки покрыты хромом Общая на 6 цилиндров, чугунная, в процессе эксплуатации контроля затяжки болтов не требуется Стальной, штампованный, с шестеренчатым приводом, число опор 7 Два впускных и два выпускных. Управление клапанами: одно коромысло на два клапана, привод клапанов через траверсы 14


Основные параметры и характеристики ЯМЗ650.10 ЯМЗ6501.10 ЯМЗ6502.10 Зазор между траверсой и коромыслом, мм: - впускной 0,4 мм - выпускной 0,7 мм Механизм проворота колен- На картере маховика в нижней чатого вала части имеется отверстие, закрытое пробкой. Для проворачивания колен- чатого вала использовать специаль- ное приспособление 1380 (обозначе- ние Renault Trucks) Система смазки Смешанного типа (под давлением и разбрызгиванием), с «мокрым кар- тером» Насос масляный Шестеренчатого типа, с шестеренча- тым приводом, передаточное отно- шение привода 1,31:1 Давление масла (в магистра- ли блока цилиндров) двига- теля, прогретого до 80-95ºС, кПа (кгс/см2), - при номинальной частоте вращения 400-650 (4,0-6,6) - при минимальной частоте вращения, не менее 100 (1,0) - при срабатывании датчика аварийного давления масла 60-80 (0,61-0,81) Система охлаждения масла Жидкостно-масляный теплообмен- ник трубчатого типа, выполненный в одном корпусе с фильтром очис- тки масла и трубой подвода охлаж- дающей жидкости к блоку цилин- дров и установленный на блоке с правой стороны Масляные фильтры Два: полнопоточный фильтр очист- ки с двумя сменными фильтрую- щими элементами и фильтр центро- бежной очистки со сменным патроном 15


Основные параметры и характеристики ЯМЗ650.10 ЯМЗ6501.10 ЯМЗ6502.10 Система питания Топливная аппаратура Common Rail System с электронным управлением подачей топлива, обеспечивает давление впрыска топлива до 140 МПа (1400 кгс/см2) Насос топливный С шестеренчатым топливоподкачивающим насосом и двумя плунжерными секциями высокого давления, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 0,5:1, модели CP 2.2+, фирмы BOSCH Форсунки Электроуправляемые, модели CRIN2, фирмы BOSCH Топливные фильтры: - грубой очистки топлива PreLine 420 (PL 420) Полнопоточный фильтр-отстойник с влагоотделителем, ручным топливозакачивающим насосом, сменным фильтром и устройством для автоматического подогрева топлива в холодное время года. Фильтр устанавливается на автомобиле - тонкой очистки топлива Полнопоточный фильтр с двумя сменными фильтрами и устройством для автоматического подогрева топлива в холодное время года Система управления подачей топлива: Электронный блок управления (ЭБУ) Микропроцессорный, охлаждением топливом, модели EDC7UC31, фирмы BOSCH Жгут форсунок в сборе С защитной оплеткой Жгут датчиков двигателя в сборе С защитной оплеткой Жгут промежуточный в сборе С защитной оплеткой 16


Основные параметры и характеристики Система наддува Турбокомпрессор Система охлаждения двигателя Насос водяной Вентилятор с муфтой включения Электрооборудование Генератор ЯМЗ650.10 ЯМЗ6501.10 ЯМЗ6502.10 Газотурбинная, с охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле С радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором, фирмы BORG WARNER или ЗАОНПО «Турботехника» Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя, рассчитана на всесезонное применение низкозамерзающих жидкостей Центробежного типа, с встроенным термостатом, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,727:1 Вентилятор Behr 680 с крыльчаткой из пластика и встроенной вискомуфтой Behr ER130 с управлением от ЭСУ двигателя, фирмы BEHR Модели A004TR5091ZT, номинальным напряжением 28В, максимальным током нагрузки 90А, переменного тока. Привод поликлиновым ремнем, передаточное отношение привода 3,2:1, фирмы MITSUBISHI ELECTRIC CO., или ОАО «БАТЭ», или ООО «Электром» 17


Основные параметры и характеристики Пусковое устройство Средство облегчения пуска Реле включения средства облегчения пуска Заслонка в системе выпуска отработавших газов Пневматический клапан заслонки в системе выпуска отработавших газов Компрессор пневмотормозов Насос гидроусилителя руля ЯМЗ- ЯМЗ- ЯМЗ- 650.10 6501.10 6502.10 Электрический стартер модели M009T60471, номинальное напряжение 24В, номинальная мощность 5,5 кВт, фирмы MITSUBISHI ELECTRIC CO., , или ОАО «БАТЭ», или ООО «Электром», приводится в действие от аккумуляторной батареи общей емкостью не менее 190 А·ч На двигателе устанавливаются четыре электрические свечи модели А 0 102 124 416 RVI фирмы BERU) Модели V23132-B2002-A100, фирмы Tyco Electronics С пневматическим приводом, фирмы GT PRECISION Электромагнитный клапан КЭМ 16-20, производства ООО «Объединение Родина» Модели LP4851, двухцилиндровый, поршневой, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1, производительностью 670 л/мин при номинальной частоте вращения двигателя и при противодавлении в системе автомобиля 800 кПа (8 кгс/см2), фирмы KNORR-BREMSE Моделей LF78-25-25-000-R-MMB78-11, производительностью 25 л/мин, без клапана ограничения давления или LF78-25-25-100-R-MMB-78-11, производительностью 25 л/мин, с клапаном ограничения давления 100 бар 18


Основные параметры и характеристики Сцепление Коробка передач Масса незаправленного двигателя, кг Заправочные объемы, л Система смазки двигателя: - сухой двигатель - с заменой фильтров Система смазки коробки передач (КП): - ZF - ЯМЗ Система охлаждения двигателя (без заправочного объема радиатора) Масса заправленного маслом силового агрегата в сборе со сцеплением и КП в комплектности поставки, кг - с КП ZF - с КП ЯМЗ ЯМЗ- ЯМЗ- ЯМЗ- 650.10 6501.10 6502.10 или LF78-25-20-150-R-MMB-78-11, производительностью 20 л/мин, с клапаном ограничения давления 150 бар или LF78-25-25-150-R-MMB-78-11, производительностью 25 л/мин, с клапаном ограничения давления 150 бар, фирмы IXETIC или модели XA5093806, производительностью 16 л/мин, с клапаном ограничения давления 160 бар, фирмы HPI См. разделы «Особенности комплектации силовых агрегатов», «Сцепление» См. разделы «Особенности комплектации силовых агрегатов», «Коробка передач» 970 36,4 34 11 11,5+0,5 36 1350 1400 19


Рис. 2. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-650.10: Ме – крутящий момент брутто; Nе – номинальная мощность брутто; ge – удельный расход топлива; n – частота вращения коленчатого вала. 20


Рис. 3. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-6501.10. Ме - крутящий момент брутто; Nе - номинальная мощность брутто; ge - удельный расход топлива; n - частота вращения коленчатого вала. 21


Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-6502.10. Ме - крутящий момент брутто; Nе - номинальная мощность брутто; ge - удельный расход топлива; n - частота вращения коленчатого вала. 22


МАРКИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ Маркирование двигателя осуществляется на заводской табличке. Пример таблички двигателя ЯМЗ-650.10 приведен на рисунке 5. Табличка установлена на блоке цилиндров с левой стороны в средней его части. На ней размещена следующая информация: 1. Товарный знак предприятия – изготовителя. 2. Знак соответствия национальному стандарту с кодом органа по сертификации, выдавшего сертификат. 3. Знак обращения на рынке о соответствии требованиям Специального технического регламента. 4. Модель и комплектация двигателя. 5. Год выпуска, который обозначается последней цифрой года или буквой, что соответствует: 9-2009 г., буква А 2010 г., В - 2011 г. и т.д. 6. Порядковый номер. - 650.10 90000001 Рис. 5. Заводская табличка двигателя ЯМЗ-650.10. Кроме того, год выпуска и номер двигателя продублированы на табличке, установленной на блоке цилиндров с правой стороны в средней его части. Обозначение электронного блока управления, его номер указаны на табличке, закрепленной на корпусе блока управления. Модель топливного насоса высокого давления, его номер указаны на табличке, закрепленной на корпусе насоса. Обозначение турбокомпрессора и его порядковый номер указаны на табличке, закрепленной на корпусе компрессора. 23


УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ Общее устройство двигателя ЯМЗ-650.10 показано на поперечном (рис. 6) и продольном (рис. 7) разрезах. Устройство остальных двигателей, приведенных в настоящем руководстве, аналогично, но может иметь и ряд конструктивных отличий. Рис. 6. Поперечный разрез двигателя 24


Рис. 7. Продольный разрез двигателя 25


ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА Топливная система аккумуляторного типа – Common Rail System (CRS) с электронным управлением подачей топлива производства фирмы Robert Bosch (Германия). CRS BOSCH с электронным блоком управления обеспечивает: • точную дозировку цикловой подачи топлива для каждого рабочего режима; • регулировку углов опережения впрыска топлива в зависимости от оборотов, нагрузки, температуры; • легкий пуск двигателя с минимальным выбросом вредных веществ в атмосферу при любых температурных условиях; • корректировку процесса топливоподачи в зависимости от условий окружающей среды с целью снижения выбросов вредных веществ; • совместимость с электронным блоком управления автомобиля (ABS, ASR, круиз-контроль и др.). Топливная система работает следующим образом: топливо из топливного бака через фильтр-отстойник грубой очистки и охладитель электронного блока управления (см. рис. 8) засасывается топливоподкачивающим насосом и под давлением 700…800 кПа (7…8 кгс/см2) подается в фильтр тонкой очистки с очень высокой степенью очистки, так как система «Common Rail» более чувствительна к загрязнению, чем системы с обычным плунжерным топливным насосом. Далее топливо поступает в топливный насос высокого давления, который имеет две секции, каждая из которых запитывается через дозирующее усторйство с электроклапаном. Из топливного насоса топливо под давлением поступает в общий топливопровод – накопитель (рампу) и далее по индивидуальному топливопроводу подводится к каждой форсунке. Форсунки подают топливо под давлением в камеру сгорания, продолжительность впрыскивания определяется длительностью электрического импульса от электронного блока управления двигателя. Пиковый электроимпульс на форсунку характеризуется напряжением до 80В и током 20А. Впрыскивание топлива осуществляется ступенчато: 26


− пилотный впрыск (1…3 %) при ранних углах опережения для снижения шума двигателя ; − основной впрыск (94…96 %); − дополнительный впрыск после основного для снижения дымности отработавших газов (1…5 %). Баланс впрыскиваемого топлива для указанных впрысков определяется режимом работы двигателя. Электроклапаны позволяют регулировать давление топлива, поступающего в надплунжерное пространство топливного насоса. В штуцерах рампы на входе в трубопроводы высокого давления находятся гидравлические ограничители расхода топлива (по одному на каждый цилиндр), которые перекрывают подачу топлива в форсунки при превышении заданной длительности впрыска (например, засорение форсунки). После устранения отказа форсунки нормальная работоспособность ограничителя восстанавливается автоматически. Датчики, расположенные на двигателе, передают информацию на электронный блок управления о работе систем. Электронный блок управления использует эту информацию для управления впрыском и подачи сигнала о работе других систем на приборный щиток и управления исполнительными механизмами, обеспечивающими работу двигателя. Эта информация поступает от следующих датчиков: − датчик давления топлива в рампе; − датчик угла поворота кулачкового вала топливного насоса; − датчик температуры и давления надувочного воздуха; − датчик частоты вращения коленчатого вала (на картере маховика); − датчик дозирующего устройства топливного насоса; − датчик давления масла; − датчик температуры охлаждающей жидкости; − датчик температуры и давления топлива; − датчик засорения фильтров тонкой очистки топлива; − датчик режима работы вентилятора. ВНИМАНИЕ! ТОПЛИВНАЯ АППАРАТУРА НЕ ПОДЛЕЖИТ ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ. В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ ЛЮБЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ПО ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЕ, А ТАКЖЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ФОРСУНОК, НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬСЯ НА СЕРВИСНЫЕ СТАНЦИИ. 27


28 Рис. 8. Топливная система «Common Rail»: 1 – топливоподкачивающий насос; 2 – топливный насос; 3 – форсунка; 4 – рампа; 5 – фильтр тонкой очистки топлива; 6 – охладитель электронного блока управления


ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ Надежная работа силового агрегата, двигателя гарантируется при использовании только рекомендуемых заводом эксплуатационных материалов. ВНИМАНИЕ! ПРИМЕНЕНИЕ ТОПЛИВА, СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ, НЕ УКАЗАННЫХ В НАСТОЯЩЕМ РУКОВОДСТВЕ, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МАРКИ ТОПЛИВ Для эксплуатации двигателей, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-3, применять дизельные топлива, отвечающие требованиям ГОСТ Р 52368-2005 и стандарта ЕN590:2004 вида I, II, III (по содержанию серы): − для районов с умеренным климатом сортов (марок) A, B, C, D, E, F с предельной температурой фильтруемости плюс 5; 0; минус 5; минус 10; минус 15; минус 20ºС соответственно; − для районов с холодным климатом классов 0; 1; 2; 3; 4 с предельной температурой фильтруемости минус 20; минус 26; минус 32; минус 38; минус 44ºС соответственно. В Российской Федерации нормам стандарта ЕN-590 отвечают следующие марки дизельного топлива: Марка Номер стандарта Лукойл ЕН-590 (EN 590) ТУ 0251-018-00044434-2002 Топливо дизельное автомобильное (EN 590) ТУ 38.401-58-296-2001 Топливо дизельное автомобильное EН 590 ТУ 38.401-58-296-2005 Допускается также применение топлива, отвечающего требованиям ГОСТ 305-82. − марок Л-0,2-40; Л-0,2-62 при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; − марки 3-0,2 минус 35°С при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше; 29


− марки 3-0,2 минус 45°С при температуре окружающего воздуха минус 30°С и выше; − марки А-0,2 при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МАРКИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ Для двигателей ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 применять следующие моторные масла: 1. ОСНОВНЫЕ МОТОРНЫЕ МАСЛА 1.1. TOTAL (Renault Trucks Oils): − Maxima RD (SAE 15W-40, API CF); − Maxima RD Eco (SAE 15W-30, API CF); − Maxima RLD (SAE 15W-40, API CI-4); − Maxima RLD Eco (SAE 15W-30, API CI-4); − Extensia RXD (SAE 10W-40, API CF); − Extensia RXD Eco (SAE 5W-30, API CF). 2. ДУБЛИРУЮЩИЕ МОТОРНЫЕ МАСЛА 2.1. ExxonMobil: − Mobil Delvac MX (SAE 15W-40, API CH-4, RVI RLD/RLD-2). 2.2. FUCHS − Titan HPE (SAE 15W-40, API CH-4, RVI RLD); − Titan Truck Plus (SAE 15W-40, API CI-4/SL, RVI RD/RLD); − TITAN CARGO MC (SAE 10W-40, API CH-4, RVI RXD); − TITAN CARGO SL (SAE 5W-30, RVI RXD); − TITAN CARGO LDF (SAE 10W-40, RVI RXD). 2.3. SHELL − Shell Rimula Super (SAE 10W-40, API CI-4/CH-4/CG-4/ CF-4/CF, RVI RLD); − Shell Rimula Super FE (SAE 15W-40, API CI-4/CH-4/CG-4/ CF-4/CF, RVI RLD). 2.4. RAVENSBERGER SCHMIERSTOFFVERTRIEB GMBH − Ravenol Formel Super Diesel (SAE 15W-40, RVI RD-2/RLD); − Ravenol Expert SHPD (SAE 10W-40, RVI RLD); − Ravenol Turbo Plus SHPD (SAE 15W-40, RVI RLD/RLD-2); − Ravenol Performance Truck (SAE 10W-40, RVI RXD); − Ravenol Super Performance Truck (SAE 5W-30, RVI RXD). 30


2.5. НК “Лукойл" − Лукойл-Авангард СТО 00044434-005-2005, (SAE 15W-40, API CI-4, RVI RLD-2). 2.6. ЗАО “ НК “Селект” − Select Lubricants POWER ТУ 0253-006-53963514-2005, (SAE 10W-40, 15W-40, API CI-4/SL, RVI RLD-2). 2.7. ООО “ВИАЛ ОЙЛ” − Consol Премиум ТУ 0253-019-17280618-2004, (SAE 10W-40, 15W-40, API CI-4/SL, RVI RLD-2). 2.8. ООО "ТНК-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" − ТНК Revolux D3 ТУ 0253-046-44918199-2007 (SAE 5W-40,10W-40, 15W-40,API CI-4/CG-4/CF/SL, RVI RLD/RLD-2). 2.9. ООО "ПромЭко" − Экойл Turbo MAX ТУ 0253-004-94265207-2007 (SAE 10W-40, 15W-40, API CI-4/SL, RVI RLD-2) Для двигателей, эксплуатирующихся за рубежом, допускается применение моторных масел классов вязкости, указанных в п. 1 с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже CH-4 и отвечающих требованиям спецификации Renault Trucks RD, RLD, RXD. Вышеперечисленные моторные масла применять: − классов вязкости SAE 15W-40, 15W-30 при температурах окружающего воздуха минус 20°С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 20°С – с предпусковым подогревом. − классов вязкости SAE 10W-40, 10W-30 при температурах окружающего воздуха минус 25°С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 25°С – с предпусковым подогревом. − классов вязкости SAE 5W-30 при температурах окружающего воздуха минус 30°С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 30°С – с предпусковым подогревом. ПЕРИОДИЧНОСТЬ СМЕНЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ Первая замена масла – через 600 часов или 20000-30000 км пробега автомобиля, или через 6 месяцев с начала эксплуатации. Далее при дальнейшей эксплуатации – через каждые 800 часов работы двигателя или 40000 км пробега автомобиля. ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТОПЛИВО С СОДЕРЖАНИЕМ СЕРЫ БОЛЕЕ 0,2%, СРОК СМЕНЫ МОТОРНОГО МАСЛА НЕОБХОДИМО СОКРАТИТЬ ВДВОЕ 31


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МАРКИ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ZF 16S 1820 ТО Для коробок передач ZF 16S 1820 ТО применять следующие трансмиссионные масла: 1. ОСНОВНЫЕ ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА КЛАССЫ 02В, 02Н ПО СПЕЦИФИКАЦИИ ZF TE-ML 02 1.1. TOTAL LUBRIFIANTS S.A. PARIS/F: − TOTAL TRANSMISSION MDL SAE 80W-90; − TOTAL TRANSMISSION RS FE SAE 80W-90; − TOTAL TRANSMISSION MDL SAE 80W-90; − ANTAR EPS SAE 75W-90; − ANTAR UNIVERSAL FE SAE 80W-90; − FINA PONTONIC FDL SAE 75W-90; − FINA PONTONIC MDL SAE 80W-90; − TRANSELF SYNTHESE FE SAE 75W-90; − TRANSELF UNIVERSAL FE SAE 80W-90. 1.2. BP INTERNATIONAL, PANGBOURNE, READING/GB: − BP ENERGEAR DL SAE 80W-90; − BP ENERGEAR HT SAE 80W-90; − ENERGEAR SHX-M SAE 75W-90; − FRONTOL GETRIEBEХL FE SAE 80W-90. 1.3. CASTROL INTERNATIONAL, PANGBOURNE, READING/GB: − CASTROL DYNADRIVE SAE 80W-90; − CASTROL DYNADRIVE PLUS SAE 75W-90; − CASTROL MULTIDRIVE SAE 80W-90. 1.4. EXXON MOBIL CORPORATION, FAIRFAX, VIRGINIA/USA: − MOBILUBE 1 SHC SAE 75W-90; − MOBILUBE S SAE 80W-90. 1.5. FUCHS PETROLUB AG MANNHEIM/D: − TITAN SUPERGEAR MC SAE 80W-90. 32


1.6. RAVENSBERGER SCHMIERSTOFFVERTRIEB GMBH, MERTHER/D: − RAVENOL SLG SPEC.LKW GETR.ХL SAE 80W-90. 1.7. SHELL INTERNATIONAL PETROLEUM COMP LTD, LONDON/GB: − SHELL SPRIRAX GX SAE 80W, 80W-90; − SHELL SPRIRAX MX SAE 80W-90 2. ДУБЛИРУЮЩИЕ ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА КЛАСС 02А ПО СПЕЦИФИКАЦИИ ZF TE-ML 02 2.1. ECOPROM, UFA/RUS: − ECOIL ECO-TRANS SAE 80W, 80W-85. 2.2. JSC SIBNEFT-ONPZ, OMSK/RUS: − SIBMOTOR TRANS KP-2 SAE 80W-85. 2.3. BP INTERNATIONAL, PANGBOURNE, READING/GB: − BP ENERGEAR EP SAE 80W-85. 2.4. CASTROL INTERNATIONAL, PANGBOURNE, READING/GB: − CASTROL EP SAE 80W-90. 2.5. RAVENSBERGER SCHMIERSTOFFVERTRIEB GMBH, MERTHER/D: − RAVENOL MZ-GETRIEBХL SAE 80W-90 GL-4. 2.6. SHELL INTERNATIONAL PETROLEUM COMP LTD, LONDON/GB: − SHELL SPRIRAX MA SAE 80W. 2.7. TOTAL LUBRIFIANTS S.A. PARIS/F: − TOTAL EP SAE 80W-90; − ANTAR EP SAE 80W-90; − FINA PONTONIC N SAE 80-90; − TRANSELF EP SAE 80W-90. Для коробок передач, эксплуатирующихся за рубежом, допускается применение трансмиссионных масел, отвечающих требованиям спецификации ZF TE-ML 02 (версия 01.04.2008) классов 02А, 02В, 02С, 02D, 02Е, 02Н, 02L. 33


Вышеперечисленные трансмиссионные масла применять: − класса вязкости SAE 75W-90 при температурах окружающего воздуха выше минус 40°С; − классов вязкости SAE 80W, 80W-85, 80W-90 при тем- пературах окружающего воздуха выше минус 20°С; − класса вязкости SAE 85W-90 применять окружающего воздуха выше 0°С ПЕРИОДИЧНОСТЬ СМЕНЫ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ Первая замена масла на коробках передач ZF 16S 1820 ТО производится при наработке коробки 7500 км. При эксплуатации в тяжелых условиях менять: − масла класса 02А через 1 год или 60 000 км; − масла классов 02В, 02С, 02Н через 1 год или 120 000 км; − масла классов 02D, 02Е, 02L через 2 года или 240 000 км. При магистральных перевозках менять: − масла класса 02А через 1 год или 90 000 км; − масла классов 02В, 02С, 02Н через 1 год или 160 000 км; − масла классов 02D, 02Е, 02L через 2 года или 300 000 км. ВНИМАНИЕ! МАСЛА КЛАССА 02L ПО СПЕЦИФИКАЦИИ ZF TE-ML 02 ДЛЯ ПЕРВОЙ ЗАПРАВКИ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ! КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-1809, ЯМЗ-1909 Для коробок передач ЯМЗ-1809, ЯМЗ-1909 применять следующие трансмиссионные масла: 1. ОСНОВНЫЕ ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА 1.1. ОАО “Омский НПЗ”: − ТСп-15К, ГОСТ 23652-79, GL-3, 85W-90; − Омскойл К , ТУ 0253-019-00219158-95, GL-3, 80W-90. 1.2. ОАО “Ярославский НПЗ им. Менделеева”: − ТСп-15К, ГОСТ 23652-79, GL-3, 85W-90. 1.3. ОАО “Ангарская нефтехимическая компания”: − Ангрол ТСп-15К, ГОСТ 23652-79, GL-3, 85W-90. 1.4. ОАО “Орскнефтеоргсинтез”: − ТМ-3-18к, ТУ 0253-005-57352960-02, GL-3, 85W-90. 34


1.5. ООО “ЛУКОЙЛ - Волгограднефтепереработка”: − ТСп-15К, ГОСТ 23652-79, GL-3, 80W-90. 1.6. ООО НПЦ “ИсанТАТ”: − ТСп-15К, ГОСТ 23652-79, GL-3, 80W-90. 1.7. ОАО “Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез”: − Яр.МаркаТ, ТУ 0253-019-00219158-95 GL-3, 80W-90. 2. ДУБЛИРУЮЩИЕ ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА 2.1. ООО “ЛУКОЙЛ - Волгограднефтепереработка”: − ЛУКОЙЛ ТМ типа ТСп-14гип, ТУ 38.40144-2001, GL-5, 85W-90; − ТАД-17И, ГОСТ 23652-79, GL-5, 85W-90. 2.2. ОАО “Завод им. Шаумяна” − ТАД-17И, ГОСТ 23652-79, GL-5, 85W-90. 2.3. ООО “ЛУКОЙЛ - Нижегороднефтеоргсинтез”: − ЛУКОЙЛ ТМ-5-18, ТУ 38.601-07-23-03, GL-5, 75W-90. 2.4. ООО “ЛУКОЙЛ - Пермнефтеоргсинтез”: − ЛУКОЙЛ ТМ-5, ТУ 0253-071-00148636-95, GL-5, 85W-90. 2.5. ООО “Татнефть – Нижнекамскнефтехим - Ойл”: − Татнефть ТМ-5-18, ТУ 0253-003-54409843-03, GL-5, 75W-90. 2.6. ОАО “Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез”: − ЯрМарка Супер Э, ТУ 0253-018-00219158-96, GL-5, 80W-90; − ЯрМарка Гипоид, ТУ 0253-021-00219158-96, GL-5, 85W-90. 2.7. FUCHS PETROLUB AG, MANNHEIM/D ООО “Фукс Ойл” г. Ярославль: − TITAN 5 SPEED SL, GL-5 LS/GL-5/GL-4/GL-3 75W-90. 2.8. Компания “ExxonMobil”: − Mobilube 1SHC GL-5/GL-4/MT1, 75W-90; − Esso Gear Oil GP, GL-4, 80W-90. Для коробок, эксплуатирующихся за рубежом, допускается применение импортных трансмиссионных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API GL-4, классов вязкости по SAE J306: 75W-90, 80W-90, 85W-90. Вышеперечисленные масла применять: − класса вязкости SAE 75W-90 при температурах окружающего воздуха выше минус 40°С; 35


− класса вязкости SAE 80W-90 при температурах окружающего воздуха выше минус 25°С; − класса вязкости SAE 85W-90 при температурах окружающего воздуха выше 10°С. ПЕРИОДИЧНОСТЬ СМЕНЫ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ Первая замена масла на коробках передач ЯМЗ-1809, ЯМЗ-1909 производится при наработке коробки 7500 км. В процессе эксплуатации смену масла на коробках передач ЯМЗ-1809, ЯМЗ-1909 проводить в зависимости от условий эксплуатации по следующей схеме: − автомобили с годовым пробегом 80 тыс. км и более – через 50 тыс. км; − автомобили с годовым пробегом менее 80 тыс. км и при тяжелых условиях эксплуатации (грунтовые дороги, гористая местность или жаркий, сухой климатический район и т.п.) – через 30…40 тыс. км. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ При эксплуатации рекомендуется применять в качестве основной охлаждающей жидкости низкозамерзающую жидкость зарубежного производства TOTAL (Renault Trucks Oils) марки Ultracooling Plus (Renault тип D, органический сорт) при температурах окружающего воздуха не ниже минус 25°С. Это – низкозамерзающая жидкость, обеспечивающая защиту от коррозии, от образования накипи и т.п. При более низких температурах часть низкозамерзающей жидкости заменяется концентратом TOTAL (Renault Trucks Oils) марки MAXIGEL PLUS в количествах: − плюс 5 % при температурах не ниже минус 33°С; − плюс 10 % при температурах не ниже минус 40°С. Допускается применять в качестве дублирующих охлаждающих жидкостей: − концентрат* TOTAL марки Glacelf Auto Supra (Renault тип D, органический сорт); 36


− ОЖ-К*, ОЖ-40, ОЖ-65, ТУ 2422-047-51140047-2007, ООО «Обнинскоргсинтез»; − Cool Stream Standard 40, ТУ 2422-002-13331543-2004, ОАО «Техноформ»; − ОЖ-К* Сибур-Премиум, ОЖ-40 Сибур-Премиум, ОЖ-65 Сибур-Премиум, ТУ 2422-054-52470175-2006, ОАО «Сибур-Нефтехим»; − Cool West Advance C*, Cool West Advance 40, Cool West Advance 65, ТУ 2422-005-14331137-2007, ЗАО «Завод органических продуктов»; − X-Freeze Carbox® (концентрат) Felix® Carbox®*; X-Freeze Carbox® G12 (ОЖ-40) Felix® Carbox® - 40; X-Freeze Carbox® G12 (ОЖ-65) Felix® Carbox® - 65; ТУ 2422-068-367326292006, ООО «Тосол-Синтез». * - концентрат ВНИМАНИЕ! КОНЦЕНТРАТ В КАЧЕСТВЕ ГОТОВОЙ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ Для двигателей, эксплуатирующихся за рубежом, допускается применять охлаждающие жидкости, отвечающие спецификации Renault VI тип D. При наличии концентрата охлаждающей жидкости указанных выше марок для приготовления жидкостей необходимо разбавить концентрат дистиллированной (деминерализованной) водой в количествах: − 56% концентрата и 44% воды для получения рабочей жидкости с температурой применения не ниже минус 40ºС. − 65% концентрата и 35% воды для получения рабочей жидкости с температурой применения не ниже минус 65ºС. Охлаждающую жидкость менять один раз в три года или каждые 400000 км пробега автомобиля. Указанные жидкости нельзя смешивать с другими охлаждающими жидкостями, а также применять какие бы ни было добавки. 37


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ При эксплуатации двигателя необходимо соблюдать следующие ниже требования безопасности. Помните, что соблюдение техники безопасности необходимо прежде всего для Вас. • Внимательно изучите настоящее руководство по эксплуатации двигателя, прежде чем приступить к его эксплуатации. • Перед началом работы осмотреть двигатель, убедится в его исправности и только тогда приступать к его запуску. Для облегчения запуска при низких температурах запрещается пользоваться открытым пламенем для прогрева трубопроводов и масла в поддоне двигателя. • Заправку топливом и маслом производить с помощью насосной установки, оборудованной фильтром тонкой очистки. • Ежедневно проверять состояние трубопроводов и соединений. Не допускать подтеканий топлива и масла. Своевременно очищать и вытирать все части двигателя. • Во время пуска и работы двигателя не допускать к нему посторонних лиц. • Во время пуска, работы и после остановки двигателя запрещается останавливать крыльчатку вентилятора с помощью каких-либо подручных средств. • Не смазывать, не регулировать и не обтирать работающий двигатель. • Запрещается проводить работы с топливной аппаратурой и электрическими цепями форсунок при работающем двигателе. Это очень опасно! • При выполнении работ по техническому обслуживанию, осмотру и ремонту пользуйтесь низковольтным освещением до 36В. • Во избежание нарушения нормальной работы электронного блока управления двигателя не допускается попадания на него воды, топлива и масла. ВНИМАНИЕ! ДВИГАТЕЛИ ОБОРУДОВАНЫ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ С ЗАЩИТОЙ ОТ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОПУСТИМЫХ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ, ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ И СНИЖЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА. В СЛУЧАЕ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ АВТОМАТИЧЕСКИ. 38


ПУСК, РАБОТА И ОСТАНОВКА СИЛОВОГО АГРЕГАТА, ДВИГАТЕЛЯ ПОДГОТОВКА К ПУСКУ НОВОГО СИЛОВОГО АГРЕГАТА, ДВИГАТЕЛЯ, А ТАКЖЕ, ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ СТОЯНКИ, ТО, РЕМОНТА Правила настоящего раздела подготовки к пуску распостраняются на первичный пуск силового агрегата, двигателя в следующих случаях: • Нового силового агрегата, двигателя. • Силового агрегата, двигателя, не работавшего длительное время (5 суток и более). • Силового агрегата, двигателя, прошедшего очередное техническое обслуживание. • После смены масла и/или масляных фильтрующих элементов. • Ремонта двигателя, а особенно после замены или ремонта турбокомпрессора и других сборочных единиц и деталей, смазываемых под давлением. • Капитально отремонтированного двигателя. Первичный пуск следует проводить по возможности в теплом помещении. Силовой агрегат, двигатель к пуску следует готовить в указанной ниже последовательности: 1. Удалить консервирующую смазку и очистить от пыли и грязи. 2. Произвести тщательный наружный осмотр силового агрегата, двигателя и установленных на нем агрегатов. Убедиться в отсутствии посторонних предметов. 3. Если при длительной стоянке производился ремонт или осмотр с разборкой отдельных узлов и агрегатов, необходимо дополнительно тщательно осмотреть и проверить ремонтировавшиеся или разбиравшиеся агрегаты и узлы. 4. Проверить состояние подвески двигателя и коробки передач, а также соединения в системах смазки, охлаждения и питания. 39


ПОДГОТОВКА К ПУСКУ ПРИ ЕЖЕДНЕВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 1. Убедиться в наличии достаточного количества топлива в баке. 2. Проверить уровень масла в картере двигателя, при необходимости залить чистое масло до верхней метки указателя уровня масла. 3. Проверить наличие охлаждающей жидкости и ее уровень в системе охлаждения. 4. Заполнить топливом систему питания двигателя с помощью ручного топливозакачивающего насоса. 5. Наружным осмотром убедиться в герметичности трубопроводов и агрегатов систем смазки, питания и охлаждения. Пуск холодного двигателя без предварительного подогрева воздуха зависит от применяемого моторного масла (см. раздел «Эксплуатационные материалы»). Двигатель должен надежно пускаться при работе на указанных маслах, питании стартера от аккумуляторных батарей общей емкостью не менее 190 А·ч при полностью выжатом сцеплении без применения средств облегчения пуска при температуре окружающего воздуха до минус 10ºС. При применении масел класса вязкости SAE 15W-40 и SAE 15W-30 пуск осуществляется при температуре воздуха до минус 20°С и выше, при применении масел SAE 10W-40, SAE 10W-30 до минус 25°С и выше, при применении масел SAE 5W-30 - до минус 30°С и выше с применением электрического нагревательного элемента, который осуществляется четырьмя электрическими свечами, установленными на входе во впускном коллекторе. При температуре окружающего воздуха ниже минус 20ºС при работе на маслах класса вязкости по SAE 15W-40 и 15W-30, ниже минус 25ºС при работе на масле класса вязкости по SAE 10W-40 и ниже минус 30ºС при работе на масле класса вязкости по SAE 5W-30 перед пуском необходим прогрев двигателя предпусковым подогревательным устройством. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ 1. Включить общий выключатель массы. 2. Убедиться, что включен стояночный тормоз. 3. Убедиться, что коробка передач в нейтральном положении. 4. Повернуть ключ из положения «Стоп» в положение «Зажигание», при этом производится тестирование электронной системы управления двигателем (сигнальная лампа тестирования 40


должна погаснуть по истечению 15 секунд). Если сигнальная лампа горит, то возможно имеется неисправность в электронной системе управления. Для чего необходимо произвести диагностику в системе управления двигателем с помощью клавиши и сигнальной лампы диагностики, расположение которых см. «Руководство по эксплуатации автомобиля». Выявленные неисправности устранить. 5. Включить стартер, не нажимая на акселератор. Как только двигатель начнет работать, отпустить ключ, чтобы он вернулся в положение «Зажигание». Продолжительность непрерывной работы стартера не более 10 секунд и 20 секунд в холодное время года. Более длительная непрерывная работа стартера приведет к выходу его из строя. Если через указанное время двигатель не начнет устойчиво работать, то спустя 1-2 минуты повторить пуск. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, следует найти и устранить неисправность. 6. После того, как произойдет пуск двигателя, не трогаться с места, прежде чем: − погаснет сигнальная лампочка давления воздуха в тормозной системе; − выключить стояночный тормоз и начать движение. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА При пуске двигателя в холодное время следует использовать предварительный нагрев топлива (более подробно см. «Руководство по эксплуатации автомобиля»). Дальнейшие действия как обычно при пуске двигателя. Двигатель оснащен системой электрического подогрева топлива, которая включается автоматически. После пуска прогрев двигателя до рабочей температуры 80-95ºС производить под нагрузкой. Не следует прогревать двигатель, допуская его длительную работу на минимальной частоте вращения холостого хода. Как только двигатель начнет реагировать на изменение подачи топлива и в системе тормозов будет обеспечено нормальное рабочее давление, постепенно увеличивать частоту вращения до средней рабочей и начинать движение на пониженных передачах. ВНИМАНИЕ! ПОЛНАЯ НАГРУЗКА НЕПРОГРЕТОГО ДО РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. 41


ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНИМАНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ СРАЗУ ПОСЛЕ ПУСКА. ВРЕМЯ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ДО ОСТАНОВА ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ МЕНЕЕ 5-7 МИНУТ. 1. Указанное время до останова двигателя необходимо для прогрева встроенной вискомуфты вентилятора Behr и ее отключения. При пуске двигателя после длительной стоянки муфта находится во включенном состоянии, поэтому после пуска двигателя требуется время, чтобы она отключилась. При отключении вискомуфты снижаются обороты и шумность работы вентилятора. Для сокращения времени отключения вискомуфты рекомендуется после пуска двигателя увеличить минимальную частоту вращения холостого хода до 1000 мин-1. При останове двигателя с включенной муфтой на привод вентилятора действует максимальная нагрузка, что может привести к разрушению деталей ременного привода вентилятора. 2. Перед остановом двигатель должен работать без нагрузки на оборотах около 1000 мин-1 в течение 3-5 минут. 3. Для останова уменьшить частоту вращения до минимальной, повернуть ключ в замке-выключателе стартера и приборов в положение «0» и дождаться полной остановки двигателя. 4. Отключать «массу» в схеме питания при работающем двигателе категорически запрещено. 5. Выключатель «массы» автомобиля разрешается отключать не ранее, чем через 10 секунд после полной остановки двигателя. ВНИМАНИЕ! ДЛЯ АВАРИЙНОГО ОСТАНОВА ДВИГАТЕЛЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ «МАССЫ» АВТОМОБИЛЯ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. ОБКАТКА НОВОГО ДВИГАТЕЛЯ В течение периода обкатки продолжительностью 5000 км пробега автомобиля, двигатель может работать на полную мощность только на коротких расстояниях. Не следует форсировать двигатель, допуская слишком большие обороты. В период обкатки необходимо внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости и уровнем масла. Температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах 80-95°С. Давление масла в системе смазки двигателя, прогретого до указанной температуры, должно быть в пределах, кПа (кгс/см2): 42


− при 700±50 мин-1 – не менее 100 (1,0); − при 1900±25 мин-1 – не менее 400-650 (4,0-6,6). ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ Для обеспечения бесперебойной работы двигателя в зимних условиях в качестве охлаждающей жидкости применять низкозамерзающую охлаждающую жидкость (см. раздел "Эксплуатационные материалы"). Если объем охлаждающей жидкости уменьшился за счет испарения, а не из-за течи, в систему охлаждения добавлять только дистиллированную воду, так как количество этиленгликоля вследствие высокой температуры его кипения остается постоянным. Двигатель при работе на маслах, указанных в разделе «Эксплуатационные материалы», и питании стартера от аккумуляторных батарей общей емкостью не менее 190 А·ч при полностью выжатом сцеплении должен надежно пускаться: − без применения средств облегчения пуска при температуре окружающего воздуха до минус 10ºС и выше; − с применением электрического нагревательного элемента на маслах класса вязкости по SAE 15W-40 и 15W-30 при температуре окружающего воздуха до минус 20ºС, на масле класса вязкости по SAE 10W-40 при температуре окружающего воздуха до минус 25ºС, на масле класса вязкости по SAE 5W-30 при температуре окружающего воздуха до минус 30ºС. Время готовности двигателя к принятию нагрузки при температуре окружающего воздуха до минус 10ºС – 8 мин., при температуре окружающего воздуха до минус 22ºС – 10 мин. При температуре окружающего воздуха ниже минус 20ºС при работе на маслах класса вязкости по SAE 15W-40 и 15W-30, ниже минус 25ºС при работе на масле класса вязкости по SAE 10W-40 и ниже минус 30ºС при работе на масле класса вязкости по SAE 5W-30 перед пуском необходим прогрев двигателя предпусковым подогревательным устройством. При зимней эксплуатации следить за температурой охлаждающей жидкости, ни в коем случае не использовать двигатель на полную мощность, пока не будет достигнута рабочая температура. 43


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Надежная работа силового агрегата, двигателя и длительный срок их службы обеспечиваются своевременным проведением технического обслуживания (ТО). Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их надо выполнять обязательно в строго установленные сроки в течение всего периода эксплуатации. Техническое обслуживание силового агрегата, установленного на автомобиле, следует проводить одновременно с техническим обслуживанием автомобиля. Перевод периодичности ТО в часах наработки двигателя ЯМЗ к периодичности ТО в километрах пробега автомобиля выполнять по величине средней скорости автомобиля (см. приложение Е) в зависимости от модели транспортного средства. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ Техническое обслуживание по периодичности и перечню выполняемых работ подразделяется на следующие виды: Первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется после первых 600 часов работы двигателя (20000-30000 км пробега автомобиля в зависимости от модели транспортного средства) или 6 месяцев эксплуатации (при первой смене моторного масла). Второе техническое обслуживание (ТО-2) выполняется через каждые 800 часов работы двигателя (40000 км пробега автомобиля) при каждой смене моторного масла начиная со второй смены. Ежегодное техническое обслуживание выполняется один раз в год или через каждые 100000-120000 км пробега в зависимости от модели транспортного средства. Разовые операции технического обслуживания. ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-1) 1. Заменить масло в системе смазки двигателя. 2. Заменить сменные масляные фильтры. 3. Заменить сменный патрон фильтра центробежной очистки масла. 44


4. Заменить сменные фильтры тонкой очистки топлива. 5. Заменить сменный фильтр грубой очистки топлива, предварительно слить воду, примеси из водосборного отстойника. 6. Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости. 7. Проверить состояние и натяжение приводных ремней. 8. Провести техническое обслуживание коробки передач (см. раздел «Коробка передач»). ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-2) 1. Заменить масло в системе смазки двигателя. 2. Заменить сменные масляные фильтры. 3. Заменить сменный патрон фильтра центробежной очистки масла. 4. Заменить сменные фильтры тонкой очистки топлива. 5. Заменить сменный фильтр грубой очистки топлива, предварительно слить воду, примеси из водосборного отстойника. 6. Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости. 7. Проверить состояние и натяжение приводных ремней. 8. Проверить работу индикатора засоренности воздушного фильтра. 9. Проверить работу пневматического привода заслонки в системе выпуска отработавших газов. 10. Провести техническое обслуживание коробки передач (см. раздел «Коробка передач»). ЕЖЕГОДНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 1. Выполнить все операции ТО-2. 2. Проверить состояние и надежность крепления контактной группы свечей подогрева воздуха на всасывании и подогревателя топлива топливного фильтра грубой очистки топлива. 45


3. Проверить состояние и затяжку сайлент-блоков крепления двигателя. 4. Проверить состояние соединений и уплотнений системы охлаждения двигателя. 5. Проверить состояние контура системы охлаждения. РАЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 120000 КМ 1. Проверить и, при необходимости, отрегулировать тепловые зазоры клапан - коромысло. 2. Заменить свечи подогрева воздуха во впускном коллекторе. ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 200000 КМ 1. Заменить ремни привода генератора и вентилятора. ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 400000 КМ 1. Заменить натяжной ролик привода генератора. ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 800000 КМ 1. Заменить натяжной ролик вентилятора. ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ ТРИ ГОДА 1. Заменить охлаждающую жидкость в системе охлаждения. ВНИМАНИЕ! ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ ТЩАТЕЛЬНУЮ ОЧИСТКУ ЗОНЫ ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ И ПРИНЯТЬ ВСЕ МЕРЫ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОПАДАНИЯ ПЫЛИ, ГРЯЗИ В РАСКРЫВАЕМЫЕ ПОЛОСТИ ДВИГАТЕЛЯ. 46


ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ Уровень масла контролировать по меткам указателя уровня масла, расположенного с правой стороны двигателя. Контроль осуществлять не ранее, чем через пять минут после остановки двигателя, установив машину на ровной горизонтальной площадке. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней метками. Если уровень масла находится близко к нижней метке, долить до верхней метки свежее масло той же марки. Не доливать масло выше верхней метки. Излишки масла следует слить или откачать из картера. ЗАМЕНА МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ Масло сливать через сливное отверстие масляного картера из прогретого двигателя, соблюдая меры безопасности. Для слива масла снять крышку маслозаливной горловины, очистив ее от пыли и грязи, отвернуть пробку сливного отверстия, после слива пробку завернуть. Свежее масло заливать через заливное отверстие в крышке головки цилиндров до верхней метки указателя уровня масла. Заливать масло из раздаточных колонок дозировочными пистолетами, а при отсутствии колонок через воронку с сеткой из чистой заправочной посуды. После заливки масла пробку заливного отверстия завернуть. ЗАМЕНА СМЕННЫХ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ 1. Заглушить двигатель. 2. Отвернуть сменные масляные фильтры 1 (рис. 9) от корпуса теплообменника. 3. Заполнить новые сменные масляные фильтры и смазать уплотнительные кольца моторным маслом. Завернуть фильтры вручную до соприкосновения уплотнительного кольца с опорной поверхностью корпуса, после чего довернуть на 3/4 оборота. 4. Запустить двигатель и проверить фильтры на герметичность. В случае течи, отвернуть сменные фильтры, проверить состояние уплотнительных колец и опорной поверхности, после чего повторить сборку фильтров. 47


Рис. 9. Масляный фильтр: 1 - сменные масляные фильтры; 2 - кольца уплотнительные (поставляются в сборе со сменными масляными фильтрами) ВНИМАНИЕ! ПРИМЕНЯТЬ СМЕННЫЕ МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ ТОЛЬКО МОДЕЛИ 67 612 59 926 (50 10 550 600) ФИРМЫ MANN+HUMMEL GMBH (ГЕРМАНИЯ) ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА 1. Отвернуть колпак 1 и промыть его в топливе. 2. Заменить сменный патрон 2. 3. Собрать фильтр, заменить кольцо уплотнительное 3 и затянуть гайку колпака моментом 30 Н·м (3 кгс·м). Рис. 10. Фильтр центробежной очистки масла: 1 - колпак; 2 - сменный патрон; 3 кольцо уплотнительное ВНИМАНИЕ! ПРИМЕНЯТЬ СМЕННЫЙ ПАТРОН ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА ТОЛЬКО МОДЕЛИ 68 997 11 901 (50 10 437 143) ФИРМЫ MANN+HUMMEL GMBH (ГЕРМАНИЯ) 48


ЗАМЕНА СМЕННЫХ ФИЛЬТРОВ ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА 1. Отвернуть сменные фильтры 1 (рис. 11). 2. Смазать уплотнительные кольца новых сменных фильтров тонкой очистки топлива моторным маслом. Завернуть сменные фильтры до соприкосновения уплотнительного кольца с опорной поверхностью корпуса, после чего довернуть на 3/4 оборота. 3. Прокачать топливную систему ручным топливозакачивающим насосом фильтра грубой очистки топлива. Для прокачки топливной системы необходимо присоединить трубку 2 (рис. 11), отвернуть дренажный винт 3 и качать ручным топливозакачивающим насосом фильтра грубой очистки топлива до тех пор, пока топливо не начнет вытекать из трубки без пузырьков, после этого завернуть дренажный винт 3. Рис. 11. Прокачка топливной системы: 1 – сменные фильтры тонкой очистки топлива; 2 – дренажная трубка; 3 – дренажный винт 4. Запустить двигатель и проверить соединение на герметичность. В случае течи, отвернуть сменные фильтры тонкой очистки топлива, проверить состояние уплотнительных колец и опорной поверхности корпуса. ВНИМАНИЕ! ПРИМЕНЯТЬ СМЕННЫЕ ФИЛЬТРЫ ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА ТОЛЬКО МОДЕЛИ 66 505 59 300 (50 10 477 855) ФИРМЫ MANN+HUMMEL GMBH (ГЕРМАНИЯ). ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА Фильтр грубой очистки топлива оборудован (рис. 12) влагоотделителем (водосборным отстойником), ручным топливозакачивающим насосом, подогревателем топлива и датчиком уровня заполнения. 49


Фильтр грубой очистки топлива устанавливается на автомобиле в топливной системе в области тракта низкого давления между топливным баком и топливным насосом. За счет многослойной структуры фильтр отделяет воду и различные примеси от протекающего дизельного топлива. Отделенная вода и примеси собираются в водосборном отстойнике под фильтром. Отстой удаляется посредством отворачивания резьбовой пробки сливного отверстие в водосборном отстойнике. Ручной насос обеспечивает возможность быстрого и простого удаления воздуха из фильтра и топливной системы, например, после технического обслуживания. Нагреватель подогревает протекающее топливо для защиты от загрязнения солями. Датчик уровня заполнения предназначен для слежения за уровнем заполнения в водосборном отстойнике. Рис. 12. Фильтр грубой очистки топлива: 1 – датчик уровня заполнения; 2 – сменный фильтр; 3 – корпус фильтра; 4 – резьбовая пробка вентиляционного отверстия; 5 – ручной топливозакачивающий насос; 6 – подогреватель топлива; 7 – водосборный отстойник; 8 – пробка сливного отверстия. А – отвод топлива; В или С – подвод топлива 50